проза

《新中國》 陸士諤 “Новый Китай”, Лу Ши-э, глава 4

Вступление и первая глава: https://www.papahuhu.com/archive/202004135576/
Книга написана в 1910 году. Автор засыпает, просыпается в Шанхае в 1951 году и идет гулять со своей подругой Ли Ю-цинь.

В суде истец китаец, отвечик иностранец, который открыл компанию в Китае, нанял истца управляющим. Истец вложил в компанию 5000 лянов серебра. В этом году ответчик закрыл компанию и денег не вернул. В суде ответчик сказал, что компания прогорела и это нормально в бизнесе. Истец сказал, что у ответчика есть лодка, которую он сдает. Адвокат сказал, что деньги были вложены в ООО, а лодка это личный актив. Лу видит, что адвокат китаец и вспоминает, как раньше все адвокаты были иностранцами и китайцы были только переводчиками. Ли поясняет, что сейчас все адвокаты — только китайцы. Судья сказал, что раз у ООО был только один владелец — ответчик, то и лодка и ООО принадлежат одному человеку. Судья вынес вердикт — продать лодку и вернуть деньги китайцу. Если не хватит, продолжать требовать остаток с иностранца.

Так Лу посмотрел несколько судов, все были очень справедливые.

На метро они доехали до Сюйцзяхуэй и пошли в университет Цзяотун Дасюэ (современное название — прим.). Он разросся — в нем много новых зданий. Они зашли поговорить с ректором. Тот им рассказывает, как университет рос факультетами и сейчас в нем больше 1000 студентов на каждом из 26 факультетов.

Лу спросил, как же университет смог так сильно вырасти? Ректор отвечает, что на медицинском учился студент по имени Су Хань-минь, который сделал 2 величайших открытия, которые потрясли мир. Вот на его имени университет и вырос.

Су Хань-минь изобрел две вещи: 1) лекарство для сердца и 2) технику пробуждения. Лекарство для сердца делало из мерзавцев добропорядочных людей, из сомневающихся — уверенных, из завистливых — добрых. Дальше идет разговор о том, что проблема Китая была в “сердцах/характере” китайцев — поэтому Китай и называли “больным человеком Азии”. В общем, продажи лекарства пошли хорошо, затем стали продавать в Корею и Вьетнам. Что касается техники пробуждения, то она была разработана для людей, которые сердцем были добрые, но жили словно в мутном сне, практически бессознательно. Таких надо было всего лишь “пробудить”, а лекарство для сердца им давать не надо было.

Вот с тех пор загремела слава про университет и к ним стали ехать студенты из Японии, Европы и США и сейчас их около 3000 каждый год. Науки в Китае, в условиях когда вся нация от императора до простолюдина была едина, когда не было межпартийного раздора, развились так, что к этому времени в любой дисциплине были в 2-3 раза более продвинуты, чем в других странах.

А как же иностранные студенты понимают китайский? Китай же стал самой развитой страной мира! Поэтому все, кто занимается наукой по всему миру, говорят на китайском. Китайский стал общемировым языком. Книги на китайском продаются только в Европе и США в количестве 20 миллионов экземпляров в год. Каждый год университет посылает около 2000 своих китайских профессоров по всему миру. Но, замечает ректор, они хоть и едут заграницу, но неохотно и всегда хотят вернуться в Китай.

Затем они ходят по шикарно и богато обустроенному кампусу. Выходят за ворота и слышат звук фабрики. Это фабрика, которая делает булавки. Лу спрашивает про качество и Ли отвечает, что сейчас по всему миру продаются практически только сделанные в Китае товары. Затем Ли рассказывает, что глядя на неравноправие капитализма и потом видя, что уравниловка социализма ведет к потерям для владельцев производства, в Китае приняли решение: 60% прибыли идет владельцу, 10% управляющему персоналу, 30% распределяется между рабочими. Теперь все рабочие ведут зажиточный образ жизни.

Они решают ехать в Пекин, посмотреть на сессию парламента.

Затем Лу спрашивает, куда делись все рикши? Ли говорит, что сейчас люди обеспечены, хорошо оплачиваемой хорошей работы много и никто не хочет работать рикшей.

Лу рассуждает о том, что в Европе во время механизации производства появилось много безработных. А как же Китай, который тоже провел механизацию производства, сумел создать рабочие места?

Ли отвечает, что в Европе и США предприниматели гонятся за выгодой, а в Китае за общим благом и практически создали в Китае социализм. К тому же, в Китае проводили индустриализацию, которая требовала много ручного труда, а затем электрификацию постепенно, вот поэтому и смогли сохранить рабочие места.

Лу удивляется, как же китайцы стали такими спокойными и не гонятся за выгодой, а согласны что-то делать для общего блага.

-продолжение следует-