проза

《新中國》 陸士諤 “Новый Китай”, Лу Ши-э, глава 3


Вступление и первая глава: https://www.papahuhu.com/archive/202004135576/
Книга написана в 1910 году. Автор засыпает, просыпается в Шанхае в 1951 году и идет гулять со своей подругой Ли Ю-цинь.


Начинается представление, в котором делегаты готовятся ехать в Пекин на созыв парламента. Лу удивляется устройству сцены и тому, как персонажи заходят на корабль, который кажется полностью настоящим. Ли объясняет, что это смесь театра и кино.

Они выходят на улицу, начинается дождь и Ли объясняет, что сейчас есть улицы, крытые сверху стеклом, которое в ясную погоду убирается, а во время дождя закрывает прохожих от непогоды. Они выходят на Нанкинскую улицу, которая стала гораздо шире. Лу спрашивается, куда делиcь трамваи. Ли объясняет, что они теперь ходят в туннелях под землей и это было сделано уже 20-30 лет назад, после национализации трамвайной компании. Да, говорит Ли, все коммуникационные и транспортные компании теперь принадлежат только государству. Иностранцам запрещено ими владеть. А решение пустить метро было принято после всеобщего обсуждения, альтернативой было делать эстакады, но от этого отказались из-за шума и некрасивого вида.

Они спускаются в станцию метро на Шаньси наньлу/Цзюцзян лу (современные адреса — прим.), которая широкая, хорошо освещенная и сделана из бетона. Садятся в вагон, полный людей. Ли, как женщине, сразу уступают место. Что наводит Лу на мысли о том, как цивилизованны стали китайцы — неудивительно, что они теперь лучшие в мире!

Они доезжают на метро до Бунда. Выходят и Лу остолбевает: через Хуанпу с Пуси до Пудуна протянут железный мост! Ли говорит, что его построили к 1928 году, к Выставке которую проводили в Пудуне. С тех пор Пудун развился не хуже старой части Шанхая и туда даже переехал Национальный Банк Китая и туда ходит метро. Лу удивляется, что метро не видно на мосту. Конечно, отвечает Ли, его пустили по туннелю под рекой!

Здания на Бунде стали выше, а на здании таможни вывеска “Суд”. Ли объясняет, что сейчас нет таможенного сбора на экспорт и продажу товаров между провинциями Китая, кроме сигарет и алкоголя. Таможенными сборами облагаются только иностранные товары. Таможню перенесли в Усункоу, иностранным боевым судам запретили заходить в Хуанпу. А здание таможни отдали для проведения там судебных заседаний. Ли также говорит, что все другие порты и прибрежные форты, включая Порт Артур, уже давно возвращены Китаю и там построены мощные укрепления и базы флота.

Ну, с флотом понятно, что он очень мощный. А что с армией? — спрашивает Лу. В армии 6 миллионов служащих, а с резервистами будет больше 20 миллионов. Все школьники умеют плавать и обучаются боевым искусствам. Лу напоминает про боксерское восстание 1900 года, но Ли говорит, что в ближнем бою рукопашное умение очень важно. Они решают поехать на Сюцзяхуэй, чтобы посмотреть, как проходит обучение в школе.

В это время они видят, как в суд полицейские заводят преступников, среди них китайцы и иностранцы. Лу просит сначала зайти посмотреть, как будет проходить суд.

-продолжение следует-