Мои уважаемые сотрапезники!
Есть вещи, о которых мало кто говорит, и поэтому человеку довольно сложно ориентироваться в том, правильно ли он делает то, что кажется совершенно обыденной вещью. Особенно это плохо для тех, кто только начинает что-либо делать и формирует свои привычки.
Например, глажка рубашки часто является такой вещью — не ясно, кто этому учит и кто и как начинает это делать. Но факт в том, что многие из нас гладят рубашки, часто даже не зная, правильно ли поставлен процесс и, что интересно, насколько хорош результат. Ведь надетая рубашка все равно быстро мнется, да и в обществе не принято в открытую обсуждать наличие и величину складок. Вот вам кто-либо когда-либо что-либо говорил по поводу отглаженности вашей рубашки? Ведь даже комплимент вроде «как ты сегодня отутюжен» почти не встречается среди массы других, не несущих никакой информации фраз.
Секс относится к этому разряду. Точнее, относился до недавнего времени. Теперь, благодаря книгам и порнухе, многие мальчики знают, сколько раз надо лизнуть и сколько фрикций будет считаться немаленьким числом. Но проблема мальчиков в том, что многие девочки тоже зомбированны обществом и не говорят, когда лижут не так или что количество фрикций не переросло в качество.
К чему я это? Да к тому, что мало кто знает, как надо заказывать блюда в китайском ресторане. Почти никто этому не учит. И даже сами китайцы не в состоянии четко объяснить, по каким параметрам это надо делать.
Поваренных книг по китайской кухне — масса. Советов начинающим о том, как держать палочки и можно ли яйцами лезть в солонку — тоже. И даже объяснений странных кулинарных привычек народов Поднебесной встречается на просторах интернета и книжных полках немало. Можно много стенать по поводу того, что те, кому китайская пища пришлась не по вкусу, просто не пробовали настоящей китайской еды. Но, давайте задумаемся — что же это такое, настоящая еда? Как и в западной пище, огромное значение имеет не само по себе блюдо, а то, в сочетании с чем оно подано. И тут сложность заказа в китайском ресторане становиться очевидной — как выбрать это самое, трудно уловимое, число блюд, при котором будет и всем сестрам по серьгам, и еды на столе не останется и богатство вкусов сыграет свою симфонию на вкусовых сосочках трапезничающих не повторяясь и не превращаясь в какофонию (какое неподходящее для застолья слово), а наоборот, дополняя друг друга и вплетая одну мелодию в другую, подчиняясь взмахам палочек зачарованных дирижеров? Это при том, что среднее меню в китайском ресторане имеет около 30 холодных закусок, 150 горячих блюд и потом еще кучу супов, горе-море-продуктов (да-да, деликатесы в Китае так и зовутся — 山珍海味, буквально «горные диковинки и морские вкусности»), загадочную секцию под названием «основные блюда», где содержание не соответствует названию, а смысл заключается в крепком забитии пыжом из лапши, риса или пельменей, только что поглощенного коктейля из предыдущих разделов меню и то, что переводчик называет десертами, а глаз и вкус таковым признать отказывается.
И давайте добавим к этому тот факт, что в каждом блюде есть не только два или три главных ингредиента, но и свои соусы, стиль приготовления (в вокабулярии для обозначения способов приготовления есть слова: варить, жарить, и дальше еще около 15 или 20 глаголов), степень остроты и совсем уж эзотерическое понятие о холодности или горячести блюда, что не имеет никакого отношения к его температуре, а напрямую увязано с традиционной китайской медициной и поддержанием хрупкого баланса здоровья в телах посетителей ресторанов.
Так кто же научит этому всему человека, только приехавшего в Китай? Никто, потому что, как и определение пола у только рожденных цыплят, это можно постичь только путем участия в большом кол-ве банкетов и интенсивном наблюдении за тем, как заказывающий пытается учесть интересы всех едоков, удивить чем-либо интересным и при этом остаться в рамках никогда не произносимого вслух бюджета. То есть, это процесс эмпирического постижения, где нет учителя и каждый, коль он хочет обрести независимость и самостоятельность в вопросе составления гастро-икебаны, должен учиться сам — и это при почти полном отсутствии обратной связи. Потому что китайцы, если они и доверят лаоваю выбрать блюда в ресторане, никогда не скажут, что выбор был плох (как они никогда не поправят ваш китайский язык) — из врожденного нежелания поправлять чужие ошибки, приправленного вежливостью и нежеланием задарма учить тех, кто явно не относится к их кругу. А иностранцы либо не поймут, если что-то было не так, либо спишут это просто на огрехи китайской кухни per se и все равно все съедят, особенно если на столе будет достаточно пива.
Но в эпоху, когда скоро в космос полетят орды туристов, компьютер будет встроен в очки, а в интернет выйдут не только холодильники, но и собаки, это просто вопрос времени, когда искусственный интеллект сможет помочь нам сделать заказ в китайском ресторане. Но, чтобы он смог это сделать, надо чтобы кто-то уже сейчас заложил ту самую базу, из которой как из ЭНИАКА или калькулятора Электроника вышли наши современные электронные друзья, появится потом великий и могучий «помогай» в столь нелегком вопросе. И тут, дорогие товарищи по невидимому застолью, на сцену выходит проект www.haochi.ru — он и есть то самое начало, ad huovo, так сказать, в этом процессе обуздания знания масс и канализации его в генератор заказов, который, как поводырь для слепца, сможет для самого захудалого туриста составить такой заказ, при котором он не только оближет пальчики, но еще и наберет вес.
Чтобы это случилось, создатели этого сервиса полагаются на сложный алогоритм, созданный несколькими людьми, каждый из которых, подобно лягушке из колодца, видит только свой клочок неба на своде китайской кулинарии. Но этот код, который вот-вот заживет своей жизнью, будет постоянно само-обучаться с помощью информации, получаемой от пользователей, от их отзывов и отголосков из их желудков. Так что, давайте все вместе питать его своими отзывами, памятуя о том, что с каждым их них алгоритм сможет лучше составить идеальный заказ для следующего из нас.
Итак, за www.haochi.ru — ганьбэй!